Эффективность языкового
портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки
по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой
области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными
задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми
обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения
иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у
обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной
деятельности.
Языковое портфолио -
это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую
компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Оно
включает: работы, в которых отражены языковые навыки, описанные на основе
уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об
изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и
дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языках в данный период времени.
Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками портфолио
включает самооценку и оценку учителем. Владелец собирает работы,
свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка.
Формы работы с Языковым
портфолио в практике преподавания иностранного языка могут быть различными в
зависимости от поставленной цели. Одной из основных функций этого документа
является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками.
В функции портфолио
входят:
• самооценки (учащийся оценивает свой
языковой уровень с целью совершенствования специфических умений и навыков);
• оценки (отслеживает реальный языковой
уровень учащегося);
• педагогическая (учитель отслеживает
самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося и совершенствование его
языкового уровня);
• образовательная (позволяет развивать
индивидуальные языковые способности учащегося;
• работать с одарёнными детьми, повышать
их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей
жизни).
При изучении
иностранного языка самооценка может иметь три разных цели. Первое - это сам
процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения
на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные
учебные задачи и специальные учебные цели. Второе - это коммуникативное
владение языком в терминах шкал и дескрипторов Совета Европы. Третья цель
самооценки - это лингвистическая компетентность - слова, которые он знает,
которые он использует, звуки, которые он может произнести.. Учащимся это может
показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не
разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут
контролировать, исправлять и улучшать свою речь. В этом случае хороша работа на
исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных
работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки.
Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него
должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные
достижения в различных сферах деятельности. Под словом рефлексия мы понимаем
сознательное и сосредоточенное размышление о чём-либо. Понятно, что это
кажущееся простым определение относится к комплексной сфере ментальных
действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его
изучения и употребления. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как
мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной
задачи (планирование), в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы
или задачи (контроль) или после выполнения (оценка).
Цели и формы работы с
Языковым портфолио могут быть различными. По своей концептуальной сути Языковое
портфолио является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано
практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ Языкового
портфолио, по сравнению, в частности, с «разовыми» текстами, является
возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения
изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной ситуации
работу обучаемого с Языковым портфолио можно соотнести с составлением своего
личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает
ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного
процесса.
Данная, достаточно
трудоёмкая, технология, несомненно, перспективна для использования её как
средства формирования учебной компетенции и развития продуктивной учебной
деятельности учащегося, развития методологических и креативных качеств личности
и создания условия для реализации личностного потенциала учащегося,
самореализации и саморазвития. Благодаря Языковому Портфолио учебная
деятельность учащихся и ответственность за свой труд становятся все более
осознанными. Такой вид работы даёт возможность создания целостной картины
объективного продвижения ученика в той или иной области, обеспечивает
самостоятельность.
Языковое Портфолио
реализует инновационный подход к учебному пособию для самостоятельной работы
учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной
деятельности. Языковое Портфолио - это инструмент самооценки и собственного
познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной
деятельности. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки,
пользуясь дескрипторами для общеевропейского уровня. Кроме того учитель может
оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более
объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее
развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им
намеченного уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий