Поиск

понедельник, 9 апреля 2018 г.

Использование языкового портфолио для разных возрастных групп

Эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности.
Языковое портфолио - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Оно включает: работы, в которых отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языках в данный период времени. Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками портфолио включает самооценку и оценку учителем. Владелец собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка.
Формы работы с Языковым портфолио в практике преподавания иностранного языка могут быть различными в зависимости от поставленной цели. Одной из основных функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками.
В функции портфолио входят:
        самооценки (учащийся оценивает свой языковой уровень с целью совершенствования специфических умений и навыков);
        оценки (отслеживает реальный языковой уровень учащегося);
        педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося и совершенствование его языкового уровня);
        образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося;
        работать с одарёнными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей жизни).
При изучении иностранного языка самооценка может иметь три разных цели. Первое - это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные учебные задачи и специальные учебные цели. Второе - это коммуникативное владение языком в терминах шкал и дескрипторов Совета Европы. Третья цель самооценки - это лингвистическая компетентность - слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести.. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь. В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности. Под словом рефлексия мы понимаем сознательное и сосредоточенное размышление о чём-либо. Понятно, что это кажущееся простым определение относится к комплексной сфере ментальных действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его изучения и употребления. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной задачи (планирование), в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы или задачи (контроль) или после выполнения (оценка).
Цели и формы работы с Языковым портфолио могут быть различными. По своей концептуальной сути Языковое портфолио является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ Языкового портфолио, по сравнению, в частности, с «разовыми» текстами, является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной ситуации работу обучаемого с Языковым портфолио можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.
Данная, достаточно трудоёмкая, технология, несомненно, перспективна для использования её как средства формирования учебной компетенции и развития продуктивной учебной деятельности учащегося, развития методологических и креативных качеств личности и создания условия для реализации личностного потенциала учащегося, самореализации и саморазвития. Благодаря Языковому Портфолио учебная деятельность учащихся и ответственность за свой труд становятся все более осознанными. Такой вид работы даёт возможность создания целостной картины объективного продвижения ученика в той или иной области, обеспечивает самостоятельность.
Языковое Портфолио реализует инновационный подход к учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности. Языковое Портфолио - это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для общеевропейского уровня. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий