Поиск

среда, 11 ноября 2015 г.

Перечень программ для факультативов и профильных курсов 2015-16 учебный год.

Отдел иностранных языков: Перечень программ для факультативов и профильных курсов

Авторская программа по спецкурсу «Дебаты» по английскому языку
9-11 классы
Программа профильного курса
Авторы: Кириленко О.В. учитель английского языка Донецкой гимназии№92, специалист;
Голубович Л.З. учитель английского языка Донецкой гимназии№92, учитель высшей категории, учитель-методист.
Старшинова Л.В. старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания, заведующий отделом иностранных языков. 

Пояснительная записка
Учебная программа факультативного спецкурса «Дебаты» рекомендована для учащихся 9-11 классов. Программа предусматривает 105 часов занятий на протяжении каждого  года (1 час в неделю).
Актуальность и новизна данного спецкурса состоит  в том, что в условиях современного общества перед школами появилась  проблема выработки программы адаптации подрастающего поколения к жизни в новом обществе. Результативность и эффективность обучения связана с заменой вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, позволяющая создать соревновательную среду, как средство повышения качества овладения иностранным языком. Данная технология - целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями и проводится согласно определенным условиям и правилам.
Посредством данной учебной технологии гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть и соревноваться, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Эта форма особенно актуальна в гуманитарных дисциплинах, где знание невозможно преподнести как «объективно-истинное», в отличие от естественных и физико-математических знаний, истинность которых можно проверить экспериментальным путём. Здесь всегда сталкиваются субъективные позиции, мнения, точки зрения. Через такие столкновения осуществляется движение к истине. Будучи разновидностью интеллектуальной игры, «Дебаты» формируют у учащихся устойчивый интерес к   обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность; универсальность; вариативность; ориентация на демократизацию учебного и дополнительного образовательного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; личностная ориентированность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся.
Программа создана на основе современных требований к преподаванию иностранных языков, прежде всего – принципу коммуникативной направленности обучения, а так же принципа подбора аутентичных учебных материалов и принципа личностной-ориентации в процессе обучения. Учебный материал подобран  логично и последовательно, согласно уровню речевой компетенции учащихся по иностранному языку. В программе широко использованы связи с другими предметами общеобразовательной школы. Учащимся необходимо самостоятельно работать с социально-политической, исторической, публицистической литературой, пользоваться справочниками и пособиями, которые имеют отношение к курсу. Программа предусматривает подбор материала, учитывая психолого-педагогические особенности учащихся, их языковую подготовку.
Цели и задачи данной программы предполагают:
·         жизненная ориентация в современном поли лингвистическом межкультурном пространстве в качестве профессионально состоятельной, образованной, культурной и высокоморальной личности.
·         формирование коммуникативной компетентности (практическое овладение речевыми навыками в четырех видах деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо).
·         расширение  общего кругозора учащихся; привлечение  к диалогу культур.
·         повышение  общей культуры учащихся:   научить строить свою работу осознанно, экономно, творчески и целенаправленно, формировать автономию учащегося в учебной деятельности.
·         совершенствование  качества  слухового восприятия (слуховой самоконтроль), памяти  (долгосрочной, краткосрочной, оперативной), процессов  мышления (операции анализа, сравнения, умозаключения, рефлексии ).
·         развитие умения совершать перенос в новую ситуацию на основе реализации проблемно-поисковой деятельности.
·         развитие  воображения  и творческой  фантазии  учащихся.   
·         развитие  речевой  реакции, готовности  к участию в общении, умения самостоятельно планировать речевые действия, соотнося их с целями и содержанием,  умения логично и последовательно излагать содержание.
·         формирование  понимания  важности овладения иностранным языком и потребностью пользоваться им как способом международного общения.
·         реализация  вторичной социализации учащихся, формирование   видения  самого себя во взаимодействии и взаимозависимости с другими в ходе активной речевой деятельности.
·         воспитание культуры  общения, принятой в современном цивилизованном мире, развитие  необходимых  для этого черт  характера: внимания  и уважение к собеседнику, сдержанности, толерантности, политкорректности, вежливости  как нормы  поведения.
·         воспитание  морально-этических норм  поведения, демократической  культуры поведения учащихся и гуманистического  видения  мира, формирование  уверенности в истинности общечеловеческих ценностей, умению  отстаивать свою позицию, быть ответственным. 
·         реализация  двигательной активности учащихся, формирование  способности  к импровизации и артистизму.
·         воспитание учащихся как носителей национальной культуры, укрепление  их национального   сознания и гражданской  позиции  по принципу диалога культур.

Таким образом, спецкурс имеет одну очень важную черту: иностранный язык является не только объектом изучения, но и эффективным способом получения  знаний.

Ожидаемые результаты: компетентность учащихся определяется их способностью использовать полученные знания после окончания курса в их дальнейшей профессиональной и учебной работе на уровне, позволяющем им:
·         понимать специфические особенности содержания и оформления документации.
·         использовать этикет  в общении (softpower).
·         уметь работать в команде.
·         выработать навыки использования всех средств информации.
·         уметь толерантно решать проблемы, понимать других, брать во внимание взгляды других людей.
·         стремиться к активному владению иностранным языком.

Рекомендации относительно работы с программой: контроль изученного материала предлагаем в форме дебатных турниров.

Тематическое планирование факультатива на 1 год обучения
Разделы, темы
Учебные достижения учащихся
Количество часов
Всего
Теоретичные занятия
Практические занятия
Раздел 1. Ораторское искусство. Культура речи.
8
1
Организационные вопросы. Заключение соглашения о сотрудничестве на занятиях. Интеграция группы. Введение в тему.
P знакомятся с задачами курса, темой и целями;
P учатся решать организационные вопросы.
1


2
Что такое риторика. Человек в зеркале общения.
P расширяют знания в сфере риторики;
P формируют умение анализировать и синтезировать информацию.
1


3
Публичное выступление. Конкурс чтецов
P овладевают базовыми навыками публичного выступления.

1

4-5
Устная и письменная формы речи. Ведение документации.
P формируют умения оформления документации;
P понимание специфических особенностей устной и письменной речи.

2

6
Техника речи. Давайте определимся в понятии.
P формируют навыки логического мышления, анализа, выбора, поиска информации.
1


7
Позвольте мне не согласиться… Истина рождается в споре.
P формируют навыки дискуссии;
P выражать свое мнение по теме.

1

8
Дебатная игра the ‘name game’
P расширяют кругозор  и углубляют знания  согласно европейского формата.

1

Раздел 2. Введение в дебаты. Основы для дискуссии.
8
9
Что такое техника дебаты. Структура дебатов по школьному формату. Основные требования и правила.
P знакомятся с техникой дебаты;
P знакомятся со структурой и правилами.
1


10
Основные понятия: “definition”, “arguments”, “case”, “criteria”, “rebuttle”.
P знакомятся с основными понятиями, формируют умение работать с таблицами и схемами.
1


11-12
Определение темы, сбор и обработка информации по теме. Использование статистики.
P формируют навыки логического мышления, анализа и выбора и презентации информации.
1
1

13
Teamline” как составляющая единства команды.
P формируют навыки работы в команде, высказывания своего мнения по вопросу.

1

14
Построение аргумента подтверждения по теме. Подготовка поддержек.
P формируют навыки логического мышления, анализа и отбора и презентации информации;
P оттачивают навык выявления поддержек в тексте и использование их в подготовке речей.

1

15
Стратегия отрицания. Перекрестные вопросы.
P формируют навыки логического мышления, анализа и выбора и презентации информации;
P формируют умение правильно ставить вопросы.

1

16
Подготовка индивидуальных речей. Основы публичного выступления.
P формируют навыки презентации себя, этикета взаимоотношений в команде, умение презентации собственных мыслей ,выводов и творческих способностей.

1

Раздел 3. Дебатная мастерская, содержание техник ведения дебатов.
11
17
Стадии исследовательского процесса: от общих знаний к специальным.
P формируют умения исполнительной деятельности, навыки анализа первоисточников, умения принимать решения.
1


18
Типы аргументов: simple, convergent, independent.
P развивают умения формировать, отделять, определять и объяснять  главные аргументы и  выстраивать их в логической последовательности.
1


29-20
Схема L.E.E.T. Label – Explanation – Example – Tieback.
P формируют технику правдивости отстаивания своего аргумента, его объяснения доказательства его примером  и применение способа ответа  на вопрос  (so what).
1
1

21
Причинно-следственные связи. Сause and effect.
P формируют навыки делать логические умозаключения и умения  их применять в презентации своей речи.

1

22-23
Качество аргумента. Логическая оценка, приемлемость, уместность, достаточность (acceptability, relevance, sufficiency).
P формируют умения пользоваться убеждающими примерами- техника анекдота, аргументация, основанная на общепринятых моральных принципах и утвержденных международных подходах.
1
1

24-25
Что такое POI (Points of information)? Как правильно их представлять и как на них отвечать.
P формируют этикет поведения в команде, умения слушать и принимать точку зрения оппонента, принимать решения при ограничении во времени.
1
1

26
Reply speeches. Заключительная речь.
P формируют умения структурировать свою речь, анализировать, синтезировать, выделять главное в работе свое команды.

1

27
Дебатная игра ‘mixing things up’.
P развивают умение мыслить шире и сосредотачиваться на важных вопросах.

1

Раздел 4. Организация и проведение дебатного турнира.
8
28
Finding the battleground. Выбор темы для соревнований.
P знакомятся со всеми ресурсами поиска и отбора информации, формируют критическое мышление и навыки сотрудничества и  терпимости друг к другу.

1

29-32
Индивидуальные консультации с командами. Подготовка аргументов.
P знакомятся с методами работы по вопросу обсуждения, осознают роль учителя -тренера.

4

33-34
Дебатный турнир по выбранной теме.
P формируют практические навыки применения полученных знаний.

2

35
Коллективный анализ игры. Подведение итогов.
P развивают навыки самоанализа и работы над ошибками.
1


Всего
12
23
35
Типы, виды и формы занятий: информация учителя и проверка ее усвоения, «круглый стол», дискуссия, анализ источников, работа в интернете, ролевая игра, совместная работа в малых группах, техника «шести шляп», дебатная игра, дебатный турнир.


Тематическое планирование факультатива на 2 год обучения
Разделы, темы
Учебные достижения учащихся
Количество часов
Всего
Теоретичные занятия
Практические занятия
Раздел 1. Стиль и манера в дебатах.
8
1
Быть собой. You should be yourself and enjoy yourself.
P формируют умение контролировать и правильно эмоционально представлять себя.

1

2
Визуальное представление: зрительный контакт, жесты, поза.
P тренируют навыки психологического внешнего и внутреннего контакта с людьми.

1

3
Вокальное представление: громкость, варьирование, паузы.
P тренируют тональность голоса, эмоциональную окрашенность.

1

4
Вербальное представление: подбор слов, ясность, гибкость, юмор.
P формируют углубленное изучение языка, его стилистических особенностей.

1

5-6
Стилистические приемы: аллюзия, риторические вопросы, метафора, ирония, оксюморон, сравнение, перефраз.
P формируют умение практически применять стилистические приемы, оценивать  значимость информации.
1
1

7
Навыки успешного спикера.
P формируют умение практически применять качества спикера,  принимать  решения и формулировать выводы.

1

8
Дебатная игра the ‘manner debate’.
P развивают и осознают свои манеры в разных презентациях (визуальной, вокальной, вербальной).

1

Раздел 2. Основы судейства. Критерии оценивания.
8
9
Обязанности судьи и таймкипера.
P углубляют знания в сфере дебатов, знакомятся с обязанностями других участников дебатов (судьи и таймкипер).
1


10
Критерии судейства и оценивания. Focus on the debate.
P знакомятся с основными критериями судейства.
1


11
Понятие объективности мнения и суждения. Пояснения решений.
P формируют умение объективно судить  и высказывать собственные мысли и выводы.

1

12
Поддержание этики в принятии решения.
P развивают навыки этикета и терпимости друг к другу.
1


13-14
Практическое занятие по судейству.
P осознают роль судьи, развивают навыки объективного судейства.

2

15
Понятие рефлексии. Анализ, самоанализ.
P формируют навыки логического мышления, анализа и самоанализа.

1

16
Алгоритм работы над ошибками, самосовершенствование навыков спикера.
P формируют умение выстраивать алгоритм действий;
P развивают умение работать над собой и своими ошибками.

1

Раздел 3. Дебатная мастерская. Совершенствования техники ведения дебатирования.
11
17
Психология поведения. Психологический компонент в дебатах.
P расширяют знания в сфере психологии;
P формируют навык «правильного» психологического поведения.
1


18
Понятие Softpower. Что это такое.
P расширяют знания, знакомятся с новым понятием, развивают навык «мягкой силы» (техника отстаивания своего аргумента, его объяснения доказательства его примером  из жизни).
1


19-20
Социально-психологическая ролевая игра (Мафия, Бункер, Кораблекрушение, The gossip game и т.д.).
P развивают и совершенствуют навыки убеждения.

2

21
Экспериментальная дебатная игра на русском языке.
P учатся отделять проблемы языкового барьера от проблем владения техникой дебатов.

1

22-25
Практические занятия на выбранные темы с домашней подготовкой аргументов + анализ.
P улучшают технику ведения дебатов, развивают кругозор.

4

26
Дебатная игра 'Interrogation debate’.
P формируют умение эффективно реагировать на аргументы противника (предвидеть аргументы противника во время подготовки своих речей).

1

27
Дебатная игра ‘Scramble debate’.
P улучшают и развивают навыки импровизации, способность быстро мыслить в ходе дискуссии и делать быстрые подготовки.

1

Раздел 4. Организация и проведение дебатного турнира.
8
28
Finding the battleground. Выбор темы для соревнований.
P развивают умение работать со всеми ресурсами поиска и отбора информации, формируют критическое мышление и навыки сотрудничества и  терпимости друг к другу.

1

29-32
Индивидуальные консультации с командами. Подготовка аргументов.
P развивают практические навыки работы с разными методами и техниками по вопросу обсуждения, осознают роль учителя -тренера.

4

33-34
Дебатный турнир по выбранной теме.
P формируют практические навыки применения полученных знаний.

2

35
Коллективный анализ игры. Подведение итогов.
P развивают навыки самоанализа и работы над ошибками.
1


Всего
7
28
35
Типы, виды и формы занятий: информация учителя и проверка ее усвоения, «круглый стол», дискуссия, анализ источников, работа в интернете, ролевая игра, совместная работа в малых группах, техника «шести шляп», дебатная игра, дебатный турнир.


Тематическое планирование факультатива на 3 год обучения
Разделы, темы
Учебные достижения учащихся
Количество часов
Всего
Теоретичные занятия
Практические занятия
Раздел 1. Аудитория – 4 сторона-участница дебатов.
6
1
Четвертая сторона-участница дебатов – Аудитория. Роль аудитории.
P расширяют знания в сфере дебатов;
P осознают роль аудитории.
1


2-3
Психология групп и коллективов. Психологический климат.
P углубляют знания в сфере психологии;
P развивают коммуникационные навыки работы  группой (аудиторией).
2


4
Направленность на универсальную аудиторию.
P развивают умение связать аргумент с аудиторией для получения эмоциональной поддержки.

1

5
Важность связи аргумента с аудиторией.
P осознают важность связи аргумента с аудиторией;
P закрепляют умения на практике.

1

6
Дебатная игра по выбору.
P применяют полученные знания на практике и оттачивают приобретенные навыки и умения.

1

Раздел 2. Дебатная мастерская. Debating tips. Советы по дебатам.
10
7
Советы по улучшению качества ведения дебатов. Debating tips.
P развивают умение анализировать свои сильные и слабые стороны по ведению дебатов и прогнозирование по устранению слабых сторон.
1


8-9
Примеры. Анализ и разбор примеров (интерпретация).
P учатся подбирать и  интерпретировать примеры, делать первичный анализ на соответствие примера аргументу.
1
1

10
Добавление примеров.
'Home turf' examples.
P узнают о технике использования примера от команды оппонентов, как доказательство своего аргумента.
1


11
Другие альтернативы примеров. Статистика.
P расширяют общие знания;
P улучшают и развивают навык использования статистики как опоры и истины, путем ответа на вопрос: «Где я взял этот пример (статистику)?»;
P развивают умение пользоваться источниками.
1


12
Утонченность в объяснениях. Sophistication in explanation.
P учатся использовать аналогии в пояснении терминов (материальные примеры);
P расширяют кругозор, развивают аналитическое мышление.

1

13
Слабые стороны аргумента Inconsistency, Insignificance, Irrelevance, Dependent arguments (несоответствие, незначительность, неуместность, зависимый аргумент).
Pучатся повышать качество аргументов при подготовке, избегать основных ошибок;
P формируют навыки делать логические умозаключения и пользоваться убеждающими примерами.
1


14-16
Практические занятия на выбранные темы с домашней подготовкой аргументов + анализ.
P улучшают и развивают технику ведения дебатов на практике;
P развивают кругозор.

3

Раздел 3. Систематизация и обобщение курса. Разный формат проведения дебатов.
11
17-18
Школьный формат проведения дебатов.
P систематизируют и обобщают полученные знания, умения и навыки;
P восполняют пробелы в знаниях.

2

19
Социально-психологическая ролевая игра по выбору.
P развивают и совершенствуют навыки убеждения.

1

20-21
Парламентский формат проведения дебатов.
P систематизируют и обобщают полученные знания, умения и навыки;
P восполняют пробелы в знаниях.

2

22
Дебатная игра по выбору.
P применяют полученные знания на практике и оттачивают приобретенные навыки и умения.

1

23-24
Стратегии и стили ведения дебатных игр.
P систематизируют и обобщают полученные знания, умения и навыки;
P восполняют пробелы в знаниях.

2

25
Дебатная игра по выбору.
P применяют полученные знания на практике и оттачивают приобретенные навыки и умения.

1

26-27
Мини дебатный турнир. Практика навыков.
P применяют знания на практике;
P развивают умение делать быстрые подготовки, импровизировать, преодолевать языковой барьер.

2

Раздел 4. Организация и проведение дебатного турнира.
8
28
Finding the battleground. Выбор темы для соревнований.
P развивают умение работать со всеми ресурсами поиска и отбора информации, формируют критическое мышление и навыки сотрудничества и  терпимости к друг другу.

1

29-32
Индивидуальные консультации с командами. Подготовка аргументов.
P развивают практические навыки работы с разными методами и техниками по вопросу обсуждения, осознают роль учителя -тренера.

4

33-34
Дебатный турнир по выбранной теме.
P формируют практические навыки применения полученных знаний.

2

35
Коллективный анализ игры. Подведение итогов.
P развивают навыки самоанализа и работы над ошибками.
1


Всего
9
26
35
Типы, виды и формы занятий: информация учителя и проверка ее усвоения, «круглый стол», дискуссия, анализ источников, работа в интернете, ролевая игра, совместная работа в малых группах, техника «шести шляп», дебатная игра, дебатный турнир.

Типы, виды и формы занятий. Дебатные игры.
Дебатная  игра thename game’.
Цель: проверить и улучшить общие знания учащихся в веселой и интерактивной форме.
Что делать:
• Разделите участников на группы так, чтобы каждая группа имела четное количество
участников (более двух). Лучше всего, когда в группе 4 или 6 участников.
• Попросите каждого члена группы написать десять имен на мелких кусочках бумаги и сложите каждый кусочек пополам. Имена не могут быть придуманы - они должны фактически принадлежать людям, которые довольно хорошо известны! Можно ограничить выбор имен в зависимости от того, насколько серьезно вы ведете игру. Например, если вы играете для удовольствия, для игры подойдут имена телевизионных персонажей или кинозвезд.
• Поместите все имена в контейнер.
• Разделите группу на пары. Каждая пара становится командой. Игра, как правило, становится более конкурентоспособной, если игроки делятся на команды по 2 человека после того, как написали имена.
• Методом жеребьёвки выбирается первая команда для игры.
• Team One выбирает игрока, который будет первым отвечать. Этот игрок берет листочек из контейнера и пытается подсказать и объяснить другим участникам имя, которое там написано. Тем не менее, он или она не может сказать его прямо. Например, игрок может сказать: "Сенатор от штата Нью-Йорк", или, "Жена предыдущего американского президента".
• У каждого игрока одна минута, чтобы подсказать как можно больше имен. Если напарник или другой игрок команды правильно угадывает имя, он получает очки и игрок берет следующий листочек из контейнера. По истечению минуты, игрок передает ход напарнику. Затем ход переходит ко второй команде и так дальше. Выиграет та команда, которая набрала больше очков.

Дебатная игра ‘mixing things up. (Путаница).
Цель: улучшить умение мыслить шире и сосредотачиваться на важных вопросах.
Что делать:
• Прежде всего, формируются две команды и объявляются стороны и тема.
• Попросите команды сделать короткие подготовки (15 минут).
• Непосредственно перед началом дебатов, удивить участников путаницей. Например, изменить порядок спикеров в каждой команде, или поменять сторону каждой команды (то есть, команды, которые готовили утверждение, становятся командой отрицания и наоборот).
Эта игра заставляет участников быстро думать и эффективно работать под давлением. Она также призывает участников сразу подумать об обеих сторонах темы во время подготовки - хорошая команда заранее предвидит аргументы команды-противника и знает, как их отбивать.

Дебатная игра the ‘manner debate’.
Есть много способов улучшения вашей манеры игры - например, практиковать свою речь перед зеркалом, или, уделять особое внимание комментариям судей.
Во многих видах спорта, спортсмены часто работают отдельно над одной частью упражнения, отрабатывают удар, например, или технику. Трудно выделить отдельные элементы из общего целого, не делая специальные упражнения. Если вы хотите улучшить свою манеру игры, вы будете пытаться улучшить свою позицию, жесты, зрительный контакт, вокал, при этом думая о том, что вы говорите! Это все компоненты одного целого, и поэтому это не так просто сделать, отделить речь от движений.
Цель: Отделить различные элементы в речи и ее презентации и заставить спикера осознавать их (позу, жесты, мимику и т.д.).
Что делать:
• Работа с относительно небольшим количеством участников - например, шесть или меньше.
• Дайте каждому выступающему тему или просто идею, о которой можно поговорить (например, «то, что я делал на  отдыхе»). Позвольте участникам самостоятельно выбирать темы.
• Каждый должен говорить в течение одной минуты по этой теме. Дайте немного времени (например, от одной до пяти минут), для подготовки.
• Если участники нуждаются в помощи в составлении  речи, помогайте и наставляйте.
• Участникам не позволено просто встать и говорить! Вместо этого, они будут изолированы в одном из компонентов. Например, работа над вокалом и устном представлении за счет того, что участник выступления сидит, сложив руки. Отвлечь спикера от неосознанной ходьбы и жестов - заставить думать только о своей вокальной и вербальной презентации. Можно предложить презентовать речь дважды, первый раз для маленькой аудитории в обычной разговорной манере и второй – перед огромным залом, где нет микрофона и нужно искусственно проецировать голос, чтобы произвести более мощное впечатление.
Работа над жестами, заставить спикеров сознательно думать о жестах, которые они используют. Вы также можете предложить, чтобы спикер представил речь дважды - сначала с заведомо преувеличенными жестами, и второй с «нормальными» жестами. Это должно помочь учащимся осознать какие жесты они используют во время выступлений.
Работа над эмоциональностью. Каждому выступающему задается эмоциональный вопрос, например, вопрос, касающийся жизни и смерти. Конечно, эмоциональность не означает плач или визг, задача состоит в том, чтобы представить этот вопрос искренне, вместе с тем и убедительно, пытаясь показать «высокий моральный уровень».
Работа над привычками спикеров "бродить"(неосознанная ходьба) путем размещения знака на полу и настоять, чтобы спикер презентовал всю свою речь, находясь на этом месте. Это поможет спикеру осознать, в каком количестве он «бродит».
Работа над общей презентацией, путем записи ее на видео. Многие ораторы никогда не видели со стороны как они говорят, так что это может быть очень эффективным методом. В частности, это часто помогает выявить проблемы (например, бормотание, расхаживание, излишние жесты) таким образом, это является перспективой для всех участников дебат. После игры все участники группы дают конструктивную критику и обратную связь (feedback) после каждой презентации речи.

Дебатная игра 'Interrogation debate’.
Цель: Приобщить учащихся к рассмотрению оппозиционных аргументов (аргументов противника) при подготовке речей, и эффективно реагировать на эти предполагаемые аргументы во время дебатов.
Что делать:
• Разделите участников на команды и объявите им тему и стороны. Вам понадобится всего лишь по два спикера от каждой команды для этого вида деятельности.
• Рекомендуется сделать короткую подготовку (15 минут).
• Порядок выступлений является следующим: первый спикер команды утверждения -  второй спикер команды утверждения – первый спикер команды отрицания – второй спикер команды отрицания.
• Во время каждого выступления разрешается задавать неограниченное количество вопросов оратору, чтобы проверить его аргумент. Например, если выступающий делает необоснованное утверждение, спросите, "Почему это так?". Если выступающий отклонился от темы задать соответствующий вопрос. В данной  игре нет необходимости для опровержения (rebuttle), но вы можете спросить как бы они отреагировали бы на доводы команды-оппонентов.
Этот вид деятельности должен помочь учащимся научиться предвидеть «нападения» на их аргументы. По сути, все участники должны опровергнуть свои же аргументы, это поможет в дальнейшем выстроить более сильную защиту своего аргумента во время  подготовки к дебатным турнирам.

Дебатная игра ‘Scramble debate’.
Цель: Улучшить и развить навыки импровизации, способность быстро мыслить в ходе дискуссии и делать быстрые подготовки.
Что делать:
Разделите участников на команды. Определите стороны, без объявления темы.
Объявите тему только команде утверждения и дайте 15 минут на подготовку.
Команда отрицания узнает тему непосредственно перед выступлением первого спикера команды утверждения и им необходимо подготовить свои аргументы и опровержение, пока тот говорит.
Это, по сути, то, что делает любая команда отрицания в условиях, когда им необходимо отойти от своего «заготовленного» аргумент по тем или иным причинам.
Команда утверждения получает преимущество (заранее подготовленные аргументы), но получаемый опыт командой отрицания - более ценный (подготовление аргументов непосредственно во время дебатов), поэтому рекомендуется, чтобы каждая команда сыграла отрицание.

Социально-психологические ролевые игры.
Мафия.
«Мафия» - это словесная ролевая игра, созданная в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Играть в неё рекомендуется людям от 13 лет. Оптимальное количество игроков: от 8 до 16. В процессе моделируется борьба меньшей организованной группы с большей неорганизованной. По сюжету, уставшие от деятельности мафии жители города решают посадить в тюрьму всех представителей криминального мира. В ответ на это, бандиты объявляют войну горожанам.
В начале ведущий раздаёт участникам по одной карте, определяющей их принадлежность к мафии или горожанам. Игра проходит «днём» и «ночью». Ночью активна мафия, днём – горожане. В процессе чередования времени суток мафиози и жители города ведут каждый свою деятельность, в ходе которой игроков в каждой команде становится всё меньше. Информация о событиях направляет все дальнейшие действия участников. Игра считается законченной, когда полностью побеждает одна из команд, т.е. когда либо «убиты» все горожане, либо «посажены» все бандиты. Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.
Игра «Мафия», прежде всего, основана на общении: обсуждениях, спорах, установлении контактов и т.д., что максимально приближает её к реальной жизни. Ведь в игре используются и проявляются все черты и свойства человеческой личности. Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар убеждения, лидерство, дедукцию. «Мафия» прекрасно развивает аналитическое мышление, интуицию, логику, память, сообразительность, театральность, социальное влияние, командное взаимодействие и многие другие важные в жизни качества. Основной психологизм этой игры состоит в том, какая же команда всё-таки одержит победу. Ведь одна команда – это мафиози, которые знают друг друга, но ни в коем случае не настроены на то, чтобы играть в убыток себе и, к тому же, имеют возможность ликвидировать горожан. А вторая команда – это мирные жители, незнакомые друг с другом, которые могут действовать наиболее эффективно, лишь взаимодействуя с мафией. «Мафия» таит в себе огромный потенциал и приносит огромное удовольствие в интеллектуальном и эстетическом плане.

Бункер.
Начальные условия: на Земле случился апокалипсис – взорвалась ядерная бомба, и всем необходимо спрятаться в бункере. Так получилось, что 20 человек, и вы в том числе, оказались в одной команде. Но дело в том, что мест в бункере всего 10. И надо выбрать тех, кто достоин их занять.
В группе представлены люди разных профессий, убеждений и взглядов. Кому что достанется, определит жребий. Время на выбор также ограничено. Да, это жестокая психологическая игра, но она поможет понять, насколько вы сможете убедить других в необходимости оставить именно вас.
Данная игра помогает отработать навыки публичного выступления, формирование и отстаивание своей точки зрения, налаживание коммуникаций и объединение в группу для достижения общей цели.

Кораблекрушение.
Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюпках, осталась только одна свободная шлюпка. Для того чтобы в безопасности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюпки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

На корабле остались:
(м – мужчина, ж- женщина)
Врач-диетолог (ж)
Политик (м)
Олимпийский гребец с поломанной рукой (м)
Эксперт-лингвист (ж)
Беременная женщина (ж)
Учитель географии (ж)
Яхтмен – любитель (ж)
Генерал в отставке (м)
Полицейский (м)
Первоклассный повар (м)
Лидер скаутов (м)
Гимнастка (ж)
Адвокат (м)
Электрик (м)
Механик (м)
Медсестра-пенсионерка (ж)

В течении 40 минут требуется обсудить в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест.

Список использованной литературы

1. Стандарт общего среднего образования ДНР.
2. Базисный учебный план общеобразовательных организаций на 20015-16 год ДНР.
3. Сафонова В.В., Программы по английскому языку для 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – Просвещение, 2000.
4. Advanced Communication Games: A collection of games and activities for intermediate and advanced students of English. Jill Hadfield. Nelson 1987 
5. Argumentation & Debate: A Strategic Perspective. Kenneth E Troyer, Gary G Harmon, Dr. David C Bailey. Linus Learning Publications, 2014.
6. Debating. Simon Quinn, 2005. www.learndebating.com
7. Discovering the world through debate (a practical guide to educational debate for debaters, coaches and judges). Robert Trapp, Joseph P. Zompetti, Jurate Motiejunaite and William Driscoll. 2005. Idea Press Book.
8. Longman Dictionary of Contemporary English, 5th edition for advanced learners (book and CD-ROM), 2009.
9. Oxford Dictionary of Idioms – 2nd edition. Judith Siefring. Oxford University Press, 2004.
10. Readymade Speeches and Debates for All Occasions. Madan Sood. Goodwill publishing house – Mar 2011.
11. School Debate Book. R Shankar. Prabhat Prakashan Publisher -1st edition 2012.
12. http://ru.idebate.org/sites/live/files/Smesh_metodika.pdf

                                                                                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий